В тысяча девятьсот сорок шестом году в американском городе Сент-Луис была открыта первая сеть мобильной телефонной связи. Вскоре такие же системы были внедрены в других крупнейших городах США, а затем и в Европе.
Тяжёлому на подъём Советскому Союзу всегда была свойственна невосприимчивость к "тлетворному влиянию" Запада. Тягу молодёжи к романтике успешно замещали романтикой построения коммунизма, от частных удобств отказывались в пользу высших целей и глобальных интересов. Машина государственного контроля работала как часы. Однако нельзя отказать советскому государству в прагматичности. Невзирая на идеологическое противостояние с капиталистическим миром, оплот коммунизма зорко следил за научными достижениями вероятного противника и, в отличие от культурных достижений, легко брал на вооружение науку, чьи рубежи всегда были идеологически нейтральны. И когда в западных странах начала широко внедряться автомобильная беспроводная телефонная связь, советские инженеры ответили разработкой собственной модели, по традиции превосходившей западную. В данном случае идеологическая линия "догнать и перегнать" дала отличный результат: если не успели создать первое, создадим лучшее.
Речь идёт о советской системе беспроводных телефонов "Алтай". Доступные только руководителям, связь с которыми была необходима в любое время, предназначенные для установки в автомобилях телефоны "Алтай" были снабжены функцией самостоятельного поиска свободного радиоканала (в отличие от западных аналогов, переключавшихся вручную) и возможностью автоматического набора номеров. Что такое федеральный номер, никто в те времена не задумывался, поэтому система "Алтай" работала по принципу обычного телефона, имеющего прямой номер. Она поддерживала интеграцию с сетями общего пользования и была полноценным средством общения, работающим посредством радиосети, которую легко можно было развернуть в любом районе.
На дворе стояли шестидесятые годы, Америка и Европа были охвачены битломанией, свободная страна персматривала критерии свободы, а коммунистическая империя вообще не верила в свободу до построения коммунизма. Однако целевая группа - чиновники и руководители - восприняла новую возможность для общения более чем благосклонно.
Сейчас, конечно, смешно представлять возможность восторгаться мобильным телефоном, для перевозки которого без автомобиля не обойтись. Безлимитные тарифы общения, прямые номера, которые мы носим в кармане - антинаучная фантастика для шестидесятых годов - стали современному человеку так же привычны, как водопровод. Компания "Корпорация Связи" предлагает своим клиентам услуги на любой выбор: безлимитные тарифы МТС, Мегафон, Скайлинк, Билайн - подключение занимает всего несколько минут. Настоящая свобода общения - стоит только протянуть руку.
Разумеется, до настоящей свободы общения системам "Алтай" было далеко. Их применение было узкоспециализированным: руководители производства, высшие чиновники и члены правительства. Недоступность такого телефона для рядовых граждан в первую очередь вызывалась недоступностью автомобиля большинству жителей страны. Да и на обычные телефонные номера приходилось выдержать огромную очередь - что уж говорить о таких излишках, как телефон в машине... Как ни странно, по-своему этот факт сыграл на руку Советскому Союзу, ведь если учесть ту основательность, с которой государство подходило к внедрению всего нового, можно предположить, что "Алтаем" к указанному партией сроку снабдили бы каждый автомобиль в стране. И переход на сотовые телефоны был бы очень болезненным: доказать целесообразность такого перехода оказалось бы крайне тяжело. Зачем нам "мобильник", если широко внедрена система "Алтай"?
Ведь на моральное устаревание рассчитывать в данном случае не приходится: коммунистическая мораль не устаревает. А надеяться, что "Алтай" выйдет из строя, было просто глупо: система, созданная советскими инженерами, отличается такой надёжностью, что её технический потенциал используется и по сей день в некоторых регионах России.
Дата публикации: 24-03-2009 При копировании материала ссылка на источник обязательна | |
| |